Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал городского округа Дмитров

Дата: 29 марта 2017

В Дмитрове пройдет конференция, посвященная Каналу Москвы

В Дмитрове пройдет конференция, посвященная Каналу Москвы

Игорь Кувырков: «Канал Москвы – стройка, выполненная руками заключенных»

Игорь Кувырков – краевед, увлеченный историей строительства канала имени Москвы, соединившего ровно восемьдесят лет назад реку Москву с Волгой. Канал, большая часть маршрута которого проходит по Московской области, является одним из крупнейших гидросооружений мира, не потерявших свою актуальность и сегодня. Однако в историю канал вошел и как место, где трагически погибли тысячи заключенных, чьими руками проводились самые тяжелые работы. О южной части канала, проходящей в районе города Долгопрудного, о судьбе неординарного лагерного начальника Семена Фирина, а также о впечатляющих цифрах статистики Игорь Кувырков расскажет в интервью.

– Стоит ли ждать в Подмосковье в год 80-летия канала событий, приуроченных к этой дате?

– Еще в начале года в кругу людей, которые интересуются историей канала, никто точно не знал, будут ли проводиться какие-нибудь мероприятия, посвященные его 80-летию. Неожиданно для меня первым таким событием стала выставка Дмитрия Дроздецкого, которая открылась 12 марта в Красногорске. Потом я узнал, что в музее города Дмитрова будет проводиться большая научная конференция, посвященная как раз этой дате. Подобное мероприятие они уже проводили в 2007 году. Я подал заявку на эту конференцию и надеюсь выступить там с докладом на тему неосуществленных локальных проектов этой грандиозной стройки, выполненной руками заключенных. Намечаются и другие юбилейные события, но даты их проведения пока не определены.

Так получилось, что я занимаюсь южной частью канала, располагающейся в районе водораздельных водохранилищ и Глубокой выемки. Здесь я родился и живу, поэтому хорошо представляю местную географию. Среди неосуществленных задумок, о которых я буду рассказывать в Дмитрове, есть так называемое Долгопрудненское водохранилище. Изначально планировалось создать маленький, но очень глубокий водоем, глубиной 13-15 метров. От его постройки отказались по санитарным соображениям. Рядом располагалась Долгопрудненская агрохимическая опытная станция, а значит химические удобрения, которые испытывали на полях, могли попасть в воду. Второй объект, от которого отказались – это мост через канал Рогачевского шоссе. Еще одна неосуществленная постройка связана с заградительными воротами, находящимися около Долгопрудного.

Заградворота располагаются на участке канала, называемом Глубокой выемкой. Склоны выемки неустойчивые из-за множества плывунов, которые были перерезаны в результате строительства. Заградворота около Долгопрудного и около Химок позволяют в случае оползня перекрыть русло канала, откачать из аварийного участка воду, а потом устранить аварию с привлечением тяжелой строительной техники. Внешний вид долгопрудненских заградворот разрабатывался по проекту архитектора Владимира Федоровича Кринского. Этот архитектор известен тем, что вместе с Алексеем Михайловичем Рухлядевым участвовал в проектировании здания Северного речного вокзала, был автором башен управления шлюзами №7 и 8, а также нескольких зданий в Москве. Им были придуманы две красивые башни для заградворот. От второй башни в итоге отказались, потому что в отличие от первой она несла только декоративные функции.

Однажды я разговаривал с человеком, который по долгу службы следил за поддержанием состояния канала на отрезке от Тушино и до Икшинского водохранилища. По его словам, чрезвычайные ситуации на выемке случались, но заградворота никогда не поднимались в аварийном режиме. Заградворота представляют собой бетонное ложе, размещенное поперек русла на глубине. В этом ложе находятся специальные треугольники, фермы Томаса, через верхушки которых продета цепь. Если цепь натянуть, то треугольники по очереди встают и, таким образом, образуют плотину. Эта преграда останавливает основную массу воды. Один раз в 5 лет конструкцию поднимают и чистят. Для этого зимой на льду прорезается прорубь на всю ширину канала, под воду спускаются водолазы и при помощи водометов и землесосов очищают механизм от грязи и ила.

– Как давно вы увлеклись историей канала имени Москвы?

– К сожалению, я начал заниматься историей канала достаточно поздно, лет десять назад. К тому времени очевидцев строительства почти не осталось. В этом году каналу исполняется 80 лет, следовательно, тем людям, которые помнили его строительство детьми, сейчас должно быть около 90 лет. Естественно, что, будучи детьми, они мало что понимали. Взрослых же очевидцев стройки давно уже нет в живых. Мои дедушка и бабушка жили рядом с каналом, и в отроческом возрасте я знал, что канал рыли вручную и догадывался, что в этом участвовали заключенные. Дедушка старался не отвечать на мои расспросы. Он только отмахивался и говорил: «его конокрады строили!» Позже я понял, что он имел в виду. Когда начиналось строительство Глубокой выемки, в наши места пригнали много народа из Средней Азии. Как я понимаю, это были участники разгромленного незадолго до этого Басмаческого движения.

– Через какое время после постройки канал стал интересовать историков?

– По моему мнению «первооткрывателем» канала можно считать покойного Николая Александровича Федорова из города Дмитрова. В 1997 году он написал книгу «Была ли тачка у министра». Книга была посвящена в основном судьбе людей искусства, которые попали на стройку. Другой замечательный исследователь – Михаил Иванович Буланов из Дубны, который не вылезал из архивов и поднял много ценной информации, тоже, к сожалению, умер. Отдельно стоит сказать о Валентине Сергеевиче Барковском. Он всю жизнь проработал на канале и общался с бывшими заключенными и вольнонаемными, которые строили канал. Барковский тоже умер примерно три года назад. Еще одним замечательным исследователем был Валентин Иванович Маслов из Мытищ, который также скончался. И вообще, наблюдается тенденция, что люди, глубоко погрузившиеся в тему истории строительства канала, нередко уходят из жизни, не достигнув преклонных лет. С чем это связано? Может быть с той тяжестью, которую они добровольно взяли к себе в сердце, изучая страшную историю канала.

– Какая тема вам особенно интересна в истории строительства этой водной артерии?

– В истории канала Москва-Волга был один трагический момент, связанный с неординарной на мой взгляд личностью – начальником Дмитровского лагеря Семеном Фириным. Я вообще чекистов не люблю, но это была сильная и по-своему талантливая личность. Он умел вдохновить человека и «перековать» вора в ударника труда. Фирина внезапно арестовали накануне майских праздников в 1937 году уже после завершения основных работ. Вместе с начальником в застенки попало много людей, которые работали и в Культурно-воспитательном отделе Дмитлага. Это были в основном художники, писатели, деятели искусства, которые, будучи сами заключенными, занимались агитацией среди каналоармейцев: выпускали книги и плакаты, писали песни и стихи. Практически весь персонал Культурно-воспитательного отдела лагеря попал в число 218 человек, которые были расстреляны по так называемому «Делу Фирина». Последнему вменялась организация государственного переворота.

Если взглянуть на тогдашний Дмитровский лагерь со стороны, можно отметить, что он представлял собой определенную самостоятельную и грозную силу. Во-первых, в распоряжении Фирина был большой состав вооруженной охраны. Во-вторых, среди заключенных было много людей лично преданных начальнику лагеря. Понятно, что «перековка» отдельных лиц стоила для всех остальных достаточно дорого. Схема поощрения, которая предполагала урезание пайки, даже если человек не выполнял норму из-за болезни, подрывала силы заключенных и нередко приводила их к гибели. Удивительно, что одновременно с этими дикими условиями, для заключенных имелись социальные лифты, благодаря которым они могли попасть, например, в Культурно-воспитательный отдел и «выбиться в люди».

Фирин сплотил вокруг себя множество преданных ему людей, которые теоретически могли по его команде пойти стройными рядами на Москву. Я читал, что Дмитлаг обладал даже своим отрядом самолетов. Политических заключенных в Дмитлаге было порядка тридцати процентов от общего числа зеков. В центральной агитационной бригаде лагеря работал, например, бывший поэт-футурист Игорь Терентьев. Даже в этой среде находились люди, которые боготворили Фирина. Яркий пример – поэтесса Лада Могилянская. Есть мнение, что она могла бы стать второй Лесей Украинкой, если бы ее не расстреляли в 1937 году.

Я думаю, что у Фирина едва ли были реальные планы устраивать переворот. Он был служакой и до Дмитлага работал разведчиком на нелегальном положении. Под конец строительства канала в 1936 году сняли главу НКВД Генриха Ягоду. Дмитровский лагерь был на тот момент крупнейшим лагерем на территории Советского Союза, поэтому Фирин был важной «шишкой» во всей системе ГУЛАГа. Когда на место Ягоды поставили Ежова, естественно, тот хотел расправиться со всеми конкурентами и недругами. Раньше людей снимали с должности так, чтобы человек замолчал окончательно, поэтому и сфабриковали это дело и расстреляли Фирина спустя четыре месяца после ареста.

– На ваш взгляд цифра в 20 тысяч погибших во время стройки канала соответствует действительности?

– То, что на стройке погибло около 20 тысяч человек – это официальная цифра, которую передавал в Главное управление лагерей санитарный отдел Дмитлага. В это число входили только те, кто умер от какой-либо болезни. Данные об умерших по линии санитарного отдела нашел в ГАРФ историк Никита Петров. Но здесь не учитываются люди, погибшие от несчастных случаев на производстве, расстрелянные при попытках побега и в результате внутренних разбирательств. Информация о смертности от болезней за первый и самый тяжелый год строительства также отсутствует. Барковский рассказывал, что с началом войны архив Дмитровского лагеря, где могли находиться полные данные, эвакуировали в Ульяновск. Когда баржа с архивом прибыла на место, архив был сожжен по приказу сотрудников НКВД. Согласно другой версии, баржу с самолета разбомбили немцы, и архив пропал на дне Рыбинского водохранилища.

Смертность в первые два года стройки канала Москва-Волга была чудовищной, ее можно сравнить с эпидемией испанки в 1918 году. В последующие годы строительства кривая смертности становилась все меньше и меньше, и к окончанию работ в 1937 году она приблизилась к нормальным показателям. Но даже и тогда смертность на стройке была значительно больше, чем у гражданского населения на свободе.

В первые два года стройки умирало до 16 процентов от числа всех заключенных. Я думаю, что в основном массово гибли пригнанные зеки из Средней Азии. В начале 1930-х годов в бюрократической системе ГУЛАГа случился коллапс. Система активно функционировала, но деятельность ее была только в создании многочисленных бумаг – приказов и циркуляров. Фактическое снабжение лагерей питанием, одеждой, стройматериалами, инструментами и прочим необходимым в нормальном виде отсутствовало. Ситуация с трудом выправилась лишь к 1934 году. Местных жители, которые были свидетелями работ на Глубокой выемке, рассказывали, что пригнанные азиаты буквально питались травой. С голодухи они ели луковицы болотных растений, некоторые из которых оказывались ядовитыми. Хотя зимы, как свидетельствуют данные тех лет, выпали не слишком суровыми, южане все равно не были к ним приспособлены, к тому же они с трудом переносили повышенную влажность.

– Какое число заключенных, на ваш взгляд, прошло через стройку канала?

–Подсчитать, сколько всего человек работало сложно. Тем не менее, есть срезы количества рабочих в определенные моменты времени. Максимальное число одновременно работавших на канале доходило до 200 тысяч человек. Если же подсчитать, сколько человек прошло через стройку за все время, то можно предположить около 600-700 тысяч. Нередко повторяют цифру, которую привел писатель Варлам Шаламов в книге «Вишера». Якобы однажды утром разбудили всех заключенных Дмитровского лагеря, посчитали по головам, и получилось свыше миллиона человек. Я очень уважаю Варлама Шаламова, но в эту цифру не верю.

– Расскажите о вашем сайте «Москва-Волга. История великой стройки»

– Сайт «Москва-Волга. История великой стройки» ведут четыре человека. Я, помимо содержательной части работы, занимаюсь также поддержанием сайта. В 2011 году, когда мы создали ресурс, работа по наполнению отнимала много времени и сил. Тогда массу информации нужно было отсортировать, оцифровать и выложить. Сейчас работа над сайтом уже не столь трудна, потому что основные сведения мы уже выложили. Если где-нибудь найдется что-то новое, то опубликовать это не составит проблемы.

Судя по статистике, люди стабильно интересуются сайтом. У нас в среднем бывает 100 посетителей в день. Надо учитывать, что «Москва-Волга» – это не развлекательный сайт, а архивный ресурс, поэтому, на мой взгляд, такое число пользователей является прекрасным результатом. Сейчас мы уже пришли к тому, что наполнять сайт помогают сами его посетители. Люди связываются с нами и делятся редкими книгами, документами, историями судеб своих родственников, работавших на канале.

– Идея открыть в Долгопрудненском музее экспозицию, посвященную истории канала, принадлежит вам?

– Нет, это была инициатива директора музея Галины Викторовны Якуниной. Надо сказать, что с ее приходом музей зажил новой жизнью, стали появляться интересные выставки. Она обратилась ко мне, когда я еще не был сотрудником музея, и попросила помочь устроить зал, посвященный каналу имени Москвы. Экспозиция существует уже полтора года. Я предоставил некоторые вещи из своей коллекции и коллекций своих соратников по сайту «Москва-Волга». Потом подключил своих друзей дизайнеров, которые помогли продумать внешнее оформление зала. В основном среди экспонатов, которые я предоставил – книжки о канале, изданные в годы его строительства. Есть еще музыкальная пластинка с песней о канале, которая вышла в 1938 году уже после окончания строительства. Ее даже можно послушать. Дело в том, что агитация проводилась не только внутри лагеря среди зеков, но и для широких слоев населения. С конца 1936 во всех газетах и журналах Советского Союза начали писать о канале Москва-Волга.

В августе 1937 года по всему каналу от Москвы и до Дубны прокатили фотографов, которым было что снимать. Красивые и необычные сооружения канала своей монументальностью напоминали древний Рим. Потом была выпущена целая серия фотооткрыток. Статьи о канале Москва-Волга выходили «В технике молодежи», в «Работнице» и даже в «Мурзилке». Детям рассказывалось о том, как можно играть в постройку маленького канала. Пропаганда рассказывала всем жителям страны об этом великом деле. Правда, не рассказывалось о том, какими силами и какой ценой это было совершено, но даже и в те годы не отрицали, что канал был в большой степени создан руками заключенных.

Источник: «Подмосковье сегодня»
Дата: 29 марта 2017 | Кол-во просмотров: 698






ГОРОД ДУБНА.РФ
Дубненские мозаики украсили Главный храм Вооруженных сил РФ

Главный храм Вооруженных сил России (ВС РФ) в парке «Патриот» под Одинцово поражает посетителей живописным ансамблем барельефов, витражей, скульптур, керамики и мозаики. Всего здесь 2644 кв. м мозаичных панно, и 80 кв. м из них – труд дубненского мастера Михаила Полякова. Он с коллегами создал фон для икон в двух арках алтаря храма Победы. Наш корреспондент узнал у мозаичиста, как проходила работа, и заодно – планы на будущее.

МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ

Над мозаикой в храме изначально трудились десять человек – ученики из мозаичной мастерской Михаила Полякова. Но к концу работы число подмастерьев выросло до сорока, так как все привели родных и друзей. Работали практически круглосуточно: отдыхать не позволяли сжатые сроки. За три недели дубненцы успели создать огромную мозаику площадью чуть менее ста метров.

Собирали мозаику по частям в мастерской, а уже в самом храме складывали из кусков в целое полотно прямо на стене. В результате создали две арки высотой в двадцать метров и шириной в десять. Фигуры святых, а на каждой арке их четыре, – дело кисти иконописцев. Материалом для создания мозаики мастерам послужила смальта – облицовочный материал в виде непрозрачного стекла, изготовленного по специальным технологиям выплавки.

Как говорит сам мастер, все задуманное получилось благодаря сплоченности.

– Работа над масштабным проектом дала мне понять, что моя команда способна на многое. Своих подмастерьев я узнал с новой стороны. Сейчас, при выполнении других работ, мне будет проще организовать рабочий процесс, так как этот проект раскрыл способности каждого, и я знаю, что и кому можно поручить, – поделился Поляков.

Он добавил, что поначалу сомневался в успехе, но потом решил, что все успели сделать с Божьей силой: на работу мастера и его учеников благословил благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа – протоиерей Павел Мурзич.





НА БЛАГО ГОРОДА

Мозаичист отмечает, что после этого проекта он готов и к более масштабным. Сейчас в планах у мастера выложить мозаику на полах ротонд набережной реки Волги в Дубне. Она будет интерактивной: на ней отметят главные достопримечательности. Вклад Михаила Полякова оценили и в администрации г.о. Дубна.

– Мозаика для Главного храма Вооруженных сил России – это масштабная и ответственная работа. Но множество работ Михаила украшают и наш город. Он занимается абсолютно разными проектами, от совсем крошечных мозаик – «секретиков», расположенных в самых разных частях города, до больших панно – одно из них совсем недавно было размещено на стене здания Дубненского роддома. Благодарим Михаила Полякова и его прекрасную команду за неравнодушное отношение к городу и желание делать нашу Дубну лучше с каждым днем, – отметили в пресс-службе администрации Дубны.

– Символично, что в храм, воздвигнутый в Подмосковье, вложен труд в том числе и подмосковных художников. Важно, что культура региона пополнилась еще одним шедевром и местом притяжения туристов, – говорит председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов.

КСТАТИ

Главный храм ВС РФ является третьим по высоте православным храмом в мире и посвящен Победе в Великой Отечественной войне. Его открытие состоялось 22 июня. При воздвижении храма большое внимание уделено цифрам Великой Отечественной войны. Например, площадь той же мозаики – 2644 кв. м – соответствует числу полных кавалеров ордена Славы, а диаметр барабана главного купола – 19 м 45 см – году окончания войны.

Зиля Гумерова

Источник: Подмосковье Сегодня
Читать дальше
Боб Макар из Дубны стал местным Бэнкси. И его граффити никто не закрашивает | Видео

В городе физиков-ядерщиков Дубне таинственный уличный художник разрисовал заборы и стены, превратив скучные городские пейзажи в бесконечную картинную галерею. В лицо его знают немногие. И лишь некоторым знакомо прозвище дубненского Бэнкси – Боб Макар.

Дубна – город физиков-ядерщиков на Волге, главный научный центр которого – Объединенный институт ядерных исследований.

Какое-то время назад в Дубне появился свой собственный Бэнкси. Его первые рисунки-граффити возникли на стенах домов лет десять назад. Информации о нем немного: известно, что он местный, зовут Борис Макаров, творческий псевдоним – Боб Макар.

Старые дворовые тепловые подстанции в Дубне теперь выглядят по-новому, а разрисованные стены в подъездах напоминают одну большую картинную галерею.

Отношение у жителей Дубны к стрит-арту разное. Одни считают Макарова нарушителем, а его рисунки "никому не нужной мазней". Другим его творчество улучшает настроение.

Макарову 56 лет. Родился и вырос в Дубне. К своей настенной живописи относится просто, поэтому все сравнения с Бэнкси считает преувеличением.

Ему нравится тема "лихих 90-х". К ним он то и дело возвращается в своем творчестве. Может быть, потому что в то самое время на его глазах рушился привычный советский строй, новое будущее явно пугало, говорит он: "Все предприятия развалились, старики были в шоке. Не знали, будет ли им платить пенсию новое государство. Потому что старого не стало. И там уже – кто куда. Кто что смог. Кто убежал из страны. Кто остался. Кто-то спился, кого-то застрелили. Много было всякого. Действительно, лихие времена".

Многое в Дубне построено руками заключенных, в том числе и канал имени Москвы. Об этом в городе знают и помнят. Может быть, поэтому, говорит Макаров, он всегда сопротивлялся системе и не любил ходить строем.

Сегодня при помощи интернета и соцсетей Боб Макар получает новые заказы и организует выставки, чтобы было на что жить. Уличный стрит-арт, по его словам, – для души, а не для денег.

Директор дубнинской спортшколы Алексей Чарыков отдал обшарпанные стены спортзала под роспись Бобу Макару: "Когда я стал директором спортшколы, некоторые объекты находились в плачевном состоянии. Почему в Англии Бэнкси может творить, а у нас Боря не может? Мы решили, что у нас тоже не хуже, чем в Англии!"

Глава городского округа Дубна Максим Данилов уверен: "Когда твой глаз отвлекается на нечто прекрасное, ты не забываешь, что ты человек в первую очередь. Да и зачастую это просто помогает жить. Поднимает иммунитет".





Источник: Настоящее Время
Читать дальше

ГОРОД КИМРЫ.RU
«Том Сойер Фест Кимры»: На прошедшей неделе мы много и продуктивно работали

На прошедшей неделе мы много и продуктивно работали:

- дочистили южный фасад;

- перенесли строительные леса на западный фасад и начали его чистить;

- целый день потратили на вывешивание покосившегося пристроя. Вывесили стену пристроя на гидравлические домкраты, убрали все сгнившие и ветхие элементы конструкций. Затем подвели под опоры пристроя толстую железобетонную балку в качестве фундамента и продублировали несущие конструкции дополнительными стойками. После всех проделанных операций плавно опустили пристрой на вновь возведённые элементы конструкций.

Благодаря этим действиям был устранён сильный перекос пристроя, вследствие чего смогла открыться северная парадная дверь, которая была заблокирована осевшими тяжёлыми конструкциями пристроя ни один десяток лет. И вот спустя много лет, 5 июля 2020 года северная парадная дверь вновь распахнулась и пристройку снова полностью озарил естественный дневной свет! Ура!!! По этому поводу волонтёры фестиваля даже устроили небольшую тожественную часть, а после отпраздновали это событие вкусным и приятным чаепитием.

- после чаепития продолжили счищать побелку на главном фасаде;

-восстановили историческую булыжную отмостку около поднятой части пристроя.

- после мастер-класса Алексея Молчанова по работе столярным инструментом, рубанком прострогали шесть брусков для нового забора;

- в обеденный перерыв посетили один из объектов фестиваля прошлых лет (об этом напишем отдельно).

На этой неделе мы продолжим зачищать краску на западном деревянном фасаде и смывать побелку на каменном главном фасаде.





Если Вы хотите помочь, но не готовы заниматься этими работами, пишите в чат или в комментарии под постом – мы найдём каждому дело по душе и возможностям, ибо у нас дел разнообразных много!

Также если вы хотите помочь не физически, а финансово, то можно перечислить средства на наш яндекс кошелёк (жёлтая кнопочка "Пожертвовать" в заголовке сообщества) .

В данный момент, мы начинаем сбор средств на воссоздание исторических декоративный сливных колен, которые ныне утрачены. Нами найдены фотографии, благодаря которым мы их восстановим и они вернуться на свои исторические места и снова будут украшать главный фасад дома Калинина!

Мы по-прежнему ждём Вас во вторник и четверг с 16-00 до 20-00, а в субботу и воскресенье с 11-00 до 20-00. Инструментами и средствами индивидуальной защиты обеспечим. А воду, перекус и рабочую одежду (включая головной убор) лучше принести с собой.

Источник: Том Сойер Фест Кимры
Читать дальше
Финансовый аналитик из Москвы рисует открытки с кимрскими домиками

Наталья Болонкина работает финансовым аналитиком в Москве. Ей 25, она родилась и выросла в Кимрах, там же закончила художественную школу. В этом году за время самоизоляции она нарисовала шесть открыток с домами и церквями.

Наталья рассказала ТИА, что первый вариант открытки она нарисовала для клипа. Клип снимали для рождественского поздравления клира в воскресной школе, в которой она раньше училась. Рисование для неё хобби.

- Благодаря своему учителю рисования Васильеву Владимиру Евгеньевичу я люблю рисовать. Я рисую открытки для друзей на праздники в стиле скетч. И на карантине у меня было время, также у меня был знакомый дизайнер, и мы все оформили для печати. Я люблю свой город, и хотела сделать для него свой мерч.

Сейчас готовы и напечатаны 6 видов открыток. На двух из них храмы, на четырёх – кимрские домики. Девушка запланировала серию, которая будет дополнятся по возможности.

- Я из заречья (микрорайон Кимр – прим. ред.), и часто видела эти домики по дороге из школы домой. А в последние годы их стали перестраивать, и они постепенно утрачивают былой вид. Пусть будут хоть на моих картинках. А дом на набережной Фадеева вообще какой-то сказочный и необычный, просто влюбил меня в себя ещё в детстве, - рассказывает Наталья.





Она говорит, что первый тираж открыток напечатала неделю назад. И уже половину открыток раскупили.

- Не думала, что будет такой спрос. Я разместила партию в одном сувенирном магазине и у меня есть договор с местным экскурсоводом, а также я продаю сама и отсылаю по почте. Покупают в основном туристы, которые либо уже посетили наш город или собираются посетить. Или мои коллеги по работе, которые выстраивают свой тревел-маршрут по Тверской области.

На одной из открыток изображён дом, который в прошлом году восстановили волонтёры Том Сойер Феста в Кимрах. Это деревянный дом Блинова на улице Московской.

Источник: ТИА
Читать дальше


Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2017-2020 Город Дмитров.рф