Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал городского округа Дмитров

Дата: 29 марта 2017

В Дмитрове пройдет конференция, посвященная Каналу Москвы


Игорь Кувырков: «Канал Москвы – стройка, выполненная руками заключенных»

Игорь Кувырков – краевед, увлеченный историей строительства канала имени Москвы, соединившего ровно восемьдесят лет назад реку Москву с Волгой. Канал, большая часть маршрута которого проходит по Московской области, является одним из крупнейших гидросооружений мира, не потерявших свою актуальность и сегодня. Однако в историю канал вошел и как место, где трагически погибли тысячи заключенных, чьими руками проводились самые тяжелые работы. О южной части канала, проходящей в районе города Долгопрудного, о судьбе неординарного лагерного начальника Семена Фирина, а также о впечатляющих цифрах статистики Игорь Кувырков расскажет в интервью.

– Стоит ли ждать в Подмосковье в год 80-летия канала событий, приуроченных к этой дате?

– Еще в начале года в кругу людей, которые интересуются историей канала, никто точно не знал, будут ли проводиться какие-нибудь мероприятия, посвященные его 80-летию. Неожиданно для меня первым таким событием стала выставка Дмитрия Дроздецкого, которая открылась 12 марта в Красногорске. Потом я узнал, что в музее города Дмитрова будет проводиться большая научная конференция, посвященная как раз этой дате. Подобное мероприятие они уже проводили в 2007 году. Я подал заявку на эту конференцию и надеюсь выступить там с докладом на тему неосуществленных локальных проектов этой грандиозной стройки, выполненной руками заключенных. Намечаются и другие юбилейные события, но даты их проведения пока не определены.

Так получилось, что я занимаюсь южной частью канала, располагающейся в районе водораздельных водохранилищ и Глубокой выемки. Здесь я родился и живу, поэтому хорошо представляю местную географию. Среди неосуществленных задумок, о которых я буду рассказывать в Дмитрове, есть так называемое Долгопрудненское водохранилище. Изначально планировалось создать маленький, но очень глубокий водоем, глубиной 13-15 метров. От его постройки отказались по санитарным соображениям. Рядом располагалась Долгопрудненская агрохимическая опытная станция, а значит химические удобрения, которые испытывали на полях, могли попасть в воду. Второй объект, от которого отказались – это мост через канал Рогачевского шоссе. Еще одна неосуществленная постройка связана с заградительными воротами, находящимися около Долгопрудного.

Заградворота располагаются на участке канала, называемом Глубокой выемкой. Склоны выемки неустойчивые из-за множества плывунов, которые были перерезаны в результате строительства. Заградворота около Долгопрудного и около Химок позволяют в случае оползня перекрыть русло канала, откачать из аварийного участка воду, а потом устранить аварию с привлечением тяжелой строительной техники. Внешний вид долгопрудненских заградворот разрабатывался по проекту архитектора Владимира Федоровича Кринского. Этот архитектор известен тем, что вместе с Алексеем Михайловичем Рухлядевым участвовал в проектировании здания Северного речного вокзала, был автором башен управления шлюзами №7 и 8, а также нескольких зданий в Москве. Им были придуманы две красивые башни для заградворот. От второй башни в итоге отказались, потому что в отличие от первой она несла только декоративные функции.

Однажды я разговаривал с человеком, который по долгу службы следил за поддержанием состояния канала на отрезке от Тушино и до Икшинского водохранилища. По его словам, чрезвычайные ситуации на выемке случались, но заградворота никогда не поднимались в аварийном режиме. Заградворота представляют собой бетонное ложе, размещенное поперек русла на глубине. В этом ложе находятся специальные треугольники, фермы Томаса, через верхушки которых продета цепь. Если цепь натянуть, то треугольники по очереди встают и, таким образом, образуют плотину. Эта преграда останавливает основную массу воды. Один раз в 5 лет конструкцию поднимают и чистят. Для этого зимой на льду прорезается прорубь на всю ширину канала, под воду спускаются водолазы и при помощи водометов и землесосов очищают механизм от грязи и ила.

– Как давно вы увлеклись историей канала имени Москвы?

– К сожалению, я начал заниматься историей канала достаточно поздно, лет десять назад. К тому времени очевидцев строительства почти не осталось. В этом году каналу исполняется 80 лет, следовательно, тем людям, которые помнили его строительство детьми, сейчас должно быть около 90 лет. Естественно, что, будучи детьми, они мало что понимали. Взрослых же очевидцев стройки давно уже нет в живых. Мои дедушка и бабушка жили рядом с каналом, и в отроческом возрасте я знал, что канал рыли вручную и догадывался, что в этом участвовали заключенные. Дедушка старался не отвечать на мои расспросы. Он только отмахивался и говорил: «его конокрады строили!» Позже я понял, что он имел в виду. Когда начиналось строительство Глубокой выемки, в наши места пригнали много народа из Средней Азии. Как я понимаю, это были участники разгромленного незадолго до этого Басмаческого движения.

– Через какое время после постройки канал стал интересовать историков?

– По моему мнению «первооткрывателем» канала можно считать покойного Николая Александровича Федорова из города Дмитрова. В 1997 году он написал книгу «Была ли тачка у министра». Книга была посвящена в основном судьбе людей искусства, которые попали на стройку. Другой замечательный исследователь – Михаил Иванович Буланов из Дубны, который не вылезал из архивов и поднял много ценной информации, тоже, к сожалению, умер. Отдельно стоит сказать о Валентине Сергеевиче Барковском. Он всю жизнь проработал на канале и общался с бывшими заключенными и вольнонаемными, которые строили канал. Барковский тоже умер примерно три года назад. Еще одним замечательным исследователем был Валентин Иванович Маслов из Мытищ, который также скончался. И вообще, наблюдается тенденция, что люди, глубоко погрузившиеся в тему истории строительства канала, нередко уходят из жизни, не достигнув преклонных лет. С чем это связано? Может быть с той тяжестью, которую они добровольно взяли к себе в сердце, изучая страшную историю канала.

– Какая тема вам особенно интересна в истории строительства этой водной артерии?

– В истории канала Москва-Волга был один трагический момент, связанный с неординарной на мой взгляд личностью – начальником Дмитровского лагеря Семеном Фириным. Я вообще чекистов не люблю, но это была сильная и по-своему талантливая личность. Он умел вдохновить человека и «перековать» вора в ударника труда. Фирина внезапно арестовали накануне майских праздников в 1937 году уже после завершения основных работ. Вместе с начальником в застенки попало много людей, которые работали и в Культурно-воспитательном отделе Дмитлага. Это были в основном художники, писатели, деятели искусства, которые, будучи сами заключенными, занимались агитацией среди каналоармейцев: выпускали книги и плакаты, писали песни и стихи. Практически весь персонал Культурно-воспитательного отдела лагеря попал в число 218 человек, которые были расстреляны по так называемому «Делу Фирина». Последнему вменялась организация государственного переворота.

Если взглянуть на тогдашний Дмитровский лагерь со стороны, можно отметить, что он представлял собой определенную самостоятельную и грозную силу. Во-первых, в распоряжении Фирина был большой состав вооруженной охраны. Во-вторых, среди заключенных было много людей лично преданных начальнику лагеря. Понятно, что «перековка» отдельных лиц стоила для всех остальных достаточно дорого. Схема поощрения, которая предполагала урезание пайки, даже если человек не выполнял норму из-за болезни, подрывала силы заключенных и нередко приводила их к гибели. Удивительно, что одновременно с этими дикими условиями, для заключенных имелись социальные лифты, благодаря которым они могли попасть, например, в Культурно-воспитательный отдел и «выбиться в люди».

Фирин сплотил вокруг себя множество преданных ему людей, которые теоретически могли по его команде пойти стройными рядами на Москву. Я читал, что Дмитлаг обладал даже своим отрядом самолетов. Политических заключенных в Дмитлаге было порядка тридцати процентов от общего числа зеков. В центральной агитационной бригаде лагеря работал, например, бывший поэт-футурист Игорь Терентьев. Даже в этой среде находились люди, которые боготворили Фирина. Яркий пример – поэтесса Лада Могилянская. Есть мнение, что она могла бы стать второй Лесей Украинкой, если бы ее не расстреляли в 1937 году.

Я думаю, что у Фирина едва ли были реальные планы устраивать переворот. Он был служакой и до Дмитлага работал разведчиком на нелегальном положении. Под конец строительства канала в 1936 году сняли главу НКВД Генриха Ягоду. Дмитровский лагерь был на тот момент крупнейшим лагерем на территории Советского Союза, поэтому Фирин был важной «шишкой» во всей системе ГУЛАГа. Когда на место Ягоды поставили Ежова, естественно, тот хотел расправиться со всеми конкурентами и недругами. Раньше людей снимали с должности так, чтобы человек замолчал окончательно, поэтому и сфабриковали это дело и расстреляли Фирина спустя четыре месяца после ареста.

– На ваш взгляд цифра в 20 тысяч погибших во время стройки канала соответствует действительности?

– То, что на стройке погибло около 20 тысяч человек – это официальная цифра, которую передавал в Главное управление лагерей санитарный отдел Дмитлага. В это число входили только те, кто умер от какой-либо болезни. Данные об умерших по линии санитарного отдела нашел в ГАРФ историк Никита Петров. Но здесь не учитываются люди, погибшие от несчастных случаев на производстве, расстрелянные при попытках побега и в результате внутренних разбирательств. Информация о смертности от болезней за первый и самый тяжелый год строительства также отсутствует. Барковский рассказывал, что с началом войны архив Дмитровского лагеря, где могли находиться полные данные, эвакуировали в Ульяновск. Когда баржа с архивом прибыла на место, архив был сожжен по приказу сотрудников НКВД. Согласно другой версии, баржу с самолета разбомбили немцы, и архив пропал на дне Рыбинского водохранилища.

Смертность в первые два года стройки канала Москва-Волга была чудовищной, ее можно сравнить с эпидемией испанки в 1918 году. В последующие годы строительства кривая смертности становилась все меньше и меньше, и к окончанию работ в 1937 году она приблизилась к нормальным показателям. Но даже и тогда смертность на стройке была значительно больше, чем у гражданского населения на свободе.

В первые два года стройки умирало до 16 процентов от числа всех заключенных. Я думаю, что в основном массово гибли пригнанные зеки из Средней Азии. В начале 1930-х годов в бюрократической системе ГУЛАГа случился коллапс. Система активно функционировала, но деятельность ее была только в создании многочисленных бумаг – приказов и циркуляров. Фактическое снабжение лагерей питанием, одеждой, стройматериалами, инструментами и прочим необходимым в нормальном виде отсутствовало. Ситуация с трудом выправилась лишь к 1934 году. Местных жители, которые были свидетелями работ на Глубокой выемке, рассказывали, что пригнанные азиаты буквально питались травой. С голодухи они ели луковицы болотных растений, некоторые из которых оказывались ядовитыми. Хотя зимы, как свидетельствуют данные тех лет, выпали не слишком суровыми, южане все равно не были к ним приспособлены, к тому же они с трудом переносили повышенную влажность.

– Какое число заключенных, на ваш взгляд, прошло через стройку канала?

–Подсчитать, сколько всего человек работало сложно. Тем не менее, есть срезы количества рабочих в определенные моменты времени. Максимальное число одновременно работавших на канале доходило до 200 тысяч человек. Если же подсчитать, сколько человек прошло через стройку за все время, то можно предположить около 600-700 тысяч. Нередко повторяют цифру, которую привел писатель Варлам Шаламов в книге «Вишера». Якобы однажды утром разбудили всех заключенных Дмитровского лагеря, посчитали по головам, и получилось свыше миллиона человек. Я очень уважаю Варлама Шаламова, но в эту цифру не верю.

– Расскажите о вашем сайте «Москва-Волга. История великой стройки»

– Сайт «Москва-Волга. История великой стройки» ведут четыре человека. Я, помимо содержательной части работы, занимаюсь также поддержанием сайта. В 2011 году, когда мы создали ресурс, работа по наполнению отнимала много времени и сил. Тогда массу информации нужно было отсортировать, оцифровать и выложить. Сейчас работа над сайтом уже не столь трудна, потому что основные сведения мы уже выложили. Если где-нибудь найдется что-то новое, то опубликовать это не составит проблемы.

Судя по статистике, люди стабильно интересуются сайтом. У нас в среднем бывает 100 посетителей в день. Надо учитывать, что «Москва-Волга» – это не развлекательный сайт, а архивный ресурс, поэтому, на мой взгляд, такое число пользователей является прекрасным результатом. Сейчас мы уже пришли к тому, что наполнять сайт помогают сами его посетители. Люди связываются с нами и делятся редкими книгами, документами, историями судеб своих родственников, работавших на канале.

– Идея открыть в Долгопрудненском музее экспозицию, посвященную истории канала, принадлежит вам?

– Нет, это была инициатива директора музея Галины Викторовны Якуниной. Надо сказать, что с ее приходом музей зажил новой жизнью, стали появляться интересные выставки. Она обратилась ко мне, когда я еще не был сотрудником музея, и попросила помочь устроить зал, посвященный каналу имени Москвы. Экспозиция существует уже полтора года. Я предоставил некоторые вещи из своей коллекции и коллекций своих соратников по сайту «Москва-Волга». Потом подключил своих друзей дизайнеров, которые помогли продумать внешнее оформление зала. В основном среди экспонатов, которые я предоставил – книжки о канале, изданные в годы его строительства. Есть еще музыкальная пластинка с песней о канале, которая вышла в 1938 году уже после окончания строительства. Ее даже можно послушать. Дело в том, что агитация проводилась не только внутри лагеря среди зеков, но и для широких слоев населения. С конца 1936 во всех газетах и журналах Советского Союза начали писать о канале Москва-Волга.

В августе 1937 года по всему каналу от Москвы и до Дубны прокатили фотографов, которым было что снимать. Красивые и необычные сооружения канала своей монументальностью напоминали древний Рим. Потом была выпущена целая серия фотооткрыток. Статьи о канале Москва-Волга выходили «В технике молодежи», в «Работнице» и даже в «Мурзилке». Детям рассказывалось о том, как можно играть в постройку маленького канала. Пропаганда рассказывала всем жителям страны об этом великом деле. Правда, не рассказывалось о том, какими силами и какой ценой это было совершено, но даже и в те годы не отрицали, что канал был в большой степени создан руками заключенных.

Источник: «Подмосковье сегодня»
Дата: 29 марта 2017 | Кол-во просмотров: 527






ГОРОД ДУБНА.РФ
День славянской письменности и культуры. Программа празднования в Дубне

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов – братьев Кирилла и Мефодия.

Чествование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено.

Традиция празднования была возрождена в нашей стране только в XIX веке. В 1991 году празднику было присвоено государственное значение.

Приглашаем всех жителей и гостей города принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню славянской письменности и культуры.

Программа празднования

17 мая 2019 года – ДК «Мир» ОИЯИ (Аллея Высоцкого, д.1)

18.30 - Торжественное открытие выставки Болгарского культурного института «Болгария – родина кириллицы», выставка уникальных книжных изданий из фондов редкой книги и литературы стран мира Универсальной библиотеки ОИЯИ (Выставочный зал).





24 мая 2019 года – День славянской письменности и культуры

10.30 – 11.00 - Божественная Литургия в храме Смоленской иконы Божьей Матери.

11.00 – 11.30 - Крестный ход – праздничное шествие от Смоленского храма к ДК «Октябрь».

11.30 12.00 - Праздничный митинг, мастер-классы и игровая программа на площадке перед МАУ «Дворец культуры «Октябрь».

12.30 – Литературно-игровая программа «Что двор, то говор» в МАУК «Муниципальная библиотека Левобережья» (ул. Свободы, д. 20).

12.00 – 12.30 - Сбор участников Крестного хода у фонтана в сквере им. П.А. Журавлева.

12.30 – 13.00 - Крестный ход – праздничное шествие от магазина «Орбита» до Храма Рождества Святого Пророка Иоанна Предтечи.

13.00 – 13.15 – Праздничный молебен святым Кириллу и Мефодию.

13.15 – 13.45 – Праздничный хоровой концерт МАУДО «Хоровой школы мальчиков и юношей» и ДШИ «Рапсодия» в Храме Рождества Святого пророка Иоанна Предтечи.

13.00 – Праздничные хоровые концерты МАУДО «Детская школа искусств «Рапсодия», МАУДО «Детская музыкальная школа» (ул. К. Маркса, д. 4а; ул. Флерова, д. 4). МАУДО «Хоровой школы мальчиков и юношей» (ул. Векслера, д.22).

13.00 – Праздник Славянской письменности в МАУК «Дубненская городская Библиотека семейного чтения», детский отдел (ул. 9 Мая, д. 3).

18.00 – Фольклорный музыкально-поэтический вечер «Через века несущие свет» в МАУК «Муниципальная библиотека Левобережья» (ул. Свободы, д. 20).

18.00 – Гала-концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры в ОИЯИ, ДК «Мир» ОИЯИ (Аллея Высоцкого, д.1).

19.00 – Спектакль Московского художественного театра имени А.П. Чехова «Игра в городки» в МАУ «Дворец культуры «Октябрь».

Источник: Вести Дубны
Читать дальше
Дубненский хор мальчиков и юношей занял второе место на международном конкурсе в Англии

Концертный хор мальчиков и юношей «Дубна» принял участие в международном конкурсе мужских хоров в Англии — одном из самых престижных и масштабных в мире.

Репетицию перед решающим выступлением дубненцы провели в библиотеке. Найти подходящую аудиторию для того, чтобы распеться было непросто. Конкурс проходил в кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии — это главная достопримечательность города Труро графства Корнуолл.

Конкурс является частью масштабного фестиваля, в ходе которого было дано 50 концертов с участием 60 лучших коллективов со всего мира. В их числе и воспитанники Дубненской хоровой школы мальчиков.





«Практически все члены жюри подходили к нам с поздравлениями и говорили, что наш коллектив поразил всех своей профессиональностью. Я, как руководитель, довольна тем, что мальчики выложились полностью, показали все, чему их учили, безукоризненно. Я очень довольна», — рассказала Ольга Миронова, директор хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна».

На международном конкурсе юношеских хоров коллектив из Дубны занял почетное второе место, пропустив вперед только хор из ЮАР. Его участники дополнили свое выступление красочными танцами. Третье место заняли представители Литвы, которые считались основными претендентами на победу.

Источник: Телеканал 360°
Читать дальше

ГОРОД КИМРЫ.RU
Неизвестные герои: командир Иван Ильич Урбин, уроженец Кимрского района

Урбин Иван Ильич – командир отделения 1287-го стрелкового полка 110-й стрелковой дивизии (бывшая 4-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения Куйбышевского района). Числится пропавшим без вести 20 октября 1941 года в районе деревни Мишуково под Наро-Фоминском. Родился Иван Ильич в 1904 году в деревне Незденово (Тверская область Кимрского района).

Был призван на фронт 7 июля 1941 года Лопасненским РВК Московской области. Числится пропавшим без вести 20 октября 1941 года в районе деревни Мишуково под Наро-Фоминском. В алфавитной карточке книги памяти Наро-Фоминского района есть запись, что Урбин Иван Ильи захоронен в братской могиле деревни Рождество Наро-Фоминского района.

Из журнала боевых действий 110-Й СД за 20 октября 1941 года:

«В результате боев на рубеже Татарка, Мишуково, Козельская, Инютино, Старо-Михайловское части дивизии в беспорядке отступили к востоку от реки Нара. Отступление частей было столь поспешным, что штаб дивизии со штабными подразделениями (часть саперного батальона, часть батальона связи, комендантский взвод) отходил под пулеметным и минометным огнем последним, попытался задержать наступающего противника в районе Иклинское. Вследствие малочисленности обороняющихся здесь оборона быстро обойдена противником, и штаб со своими подразделениями отошел на восточный берег р. Нара и в районе Кайенское организовал оборону.Попытки установить связь с полками не увенчались успехом. Были приняты меры к собиранию людей полков... Штадив с людьми штабных подразделений в количестве 250 чел. прочно удерживал восточный берег в р-не Каменское».





В этот день 258 дивизия вермахта силами 458-го и 479-го пехотных полков при поддержке танков, после авиационной и артиллерийской подготовки перешли в наступление вдоль шоссе Боровск – Балабаново. Главный удар был нанесен по участкам обороны 1289-го и 1291-го стрелковых полков 110-й СД. Нашим воинам удалось отразить первую атаку противника, но части врага после перегруппировки вновь перешлив атаку, и оба наших полка оставили занимаемый рубеж. Преследуемые атакующим врагом, 1291-й и 1289-й СП стали беспорядочно отходить вдоль Киевского шоссе.

Та же участь ждала и 1287-й стрелковый полк, оборонявшийся на некотором удалении от главных сил дивизии, который также стал неорганизованно отходить в северном и северо-восточном направлениях южнее Киевского шоссе.

В Боевом приказе штаба 1287 СП от 16.10.1941 можно прочитать, что 1287 СП занимал и оборонял рубеж: Рождество, Татарка, Мишукова, Ильино с задачей не допустить прорыва противника на гор. Наро-Фоминск и не допустить его выхода к железной дороге Малоярославец – Москва. Но в этой критической обстановке бойцам 110-й СД не удалось устоять под таким натиском врага.

В списке потерь 110 СД в районе деревни Мишукова Боровского района за 20 октября 1941 года числятся пропавшими без вести свыше 300 бойцов 1287 СП. Не все из этих бойцов погибли и пропали без вести, некоторые присоединились к другим частям, прошли всю войну, кто то попал в плен. Многие бойцы погибли в других, обороняемых ими населенных пунктах, но в той ужасной неразберихе, творившейся 20 октября, когда враг наступал на наш город, было трудно правильно учесть потери, к тому же бойцов и командиров обвинили в бегстве.

Источник: Поисковый отряд «БУМЕРАНГ - ДОСААФ» Наро-Фоминск
Читать дальше
Одно министерство платит за сохранение исторической застройки Кимр, а другое ее сносит

Пост о жуткой несогласованной работе министерств в Правительстве Тверской области. Может, конечно, так и задумывалось, что все сами по себе. Но это, как минимум, не правильно!

Известный факт: Город Кимры был включён в государственную программу развития туризма "Волжское море". Программой подразумевается благоустройство улицы Московская – известной своей деревянной застройкой, в стиле модерн, времён НЭПа (1920-е годы). Подобных домов по всей стране можно по пальцам сосчитать - редкое явление. А в Кимрах их целая улица сохранилась!

Практически все дома на улице частные. А один дом муниципальный. Адрес дома – улица Московская, 16/5; его недавно расселили по программе переселения из ветхого жилья. Дом уникальный, он не только ценный градоформирующий объект, держащий угол улиц, но и имеет внутри так называемую «кимрскую планировку» и фасадную композицию. Таких домов в городе осталось совсем мало, а уж тем более двухэтажных, так и вообще по пальцам пересчитать.

Теперь администрация Кимр намерена снести его, так как если этого не сделать, то по закону можно получить крупный штраф.





Вот и получается, что одно министерство привлекает деньги, чтобы сохранить и благоустроить, а другое (Минстрой), за те же бюджетные деньги, сносит уникальную историческую застройку.

Ни министерство, ни администрация, не намерены искать альтернативу для сохранения исторических фасадов улицы Московской. Тогда какой смысл благоустраивать улицу с целью развития туризма, если на ней одни дома сносит администрация (в лице Минстроя), другие дома частники обшивают сайдингом? Частникам ведь никто не объяснил, что фасады их домов представляют большой интерес для культуры, архитектуры и туристов. С ними не была проведена разъяснительная работа и не выделены хотя бы малейшие льготы и послабления для стимулирования сохранения этих домов в оригинальном виде.

Сможет ли эта улица, претерпев все метаморфозы небрежного к ней отношения со стороны чиновников всех уровней и частников, привлечь хоть какое-то внимание гостей города - большой вопрос.

Если так пойдёт и дальше, то скоро Кимры окончательно потеряют и улицу Московская, и ряд других шедевров ценных для российской архитектуры.

Что же Вы делаете-то, господа чиновники?!

Алексей Молчанов

Читать дальше


Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2017-2019 Город Дмитров.рф