Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал городского округа Дмитров

Дата: 29 марта 2017

В Дмитрове пройдет конференция, посвященная Каналу Москвы

В Дмитрове пройдет конференция, посвященная Каналу Москвы

Игорь Кувырков: «Канал Москвы – стройка, выполненная руками заключенных»

Игорь Кувырков – краевед, увлеченный историей строительства канала имени Москвы, соединившего ровно восемьдесят лет назад реку Москву с Волгой. Канал, большая часть маршрута которого проходит по Московской области, является одним из крупнейших гидросооружений мира, не потерявших свою актуальность и сегодня. Однако в историю канал вошел и как место, где трагически погибли тысячи заключенных, чьими руками проводились самые тяжелые работы. О южной части канала, проходящей в районе города Долгопрудного, о судьбе неординарного лагерного начальника Семена Фирина, а также о впечатляющих цифрах статистики Игорь Кувырков расскажет в интервью.

– Стоит ли ждать в Подмосковье в год 80-летия канала событий, приуроченных к этой дате?

– Еще в начале года в кругу людей, которые интересуются историей канала, никто точно не знал, будут ли проводиться какие-нибудь мероприятия, посвященные его 80-летию. Неожиданно для меня первым таким событием стала выставка Дмитрия Дроздецкого, которая открылась 12 марта в Красногорске. Потом я узнал, что в музее города Дмитрова будет проводиться большая научная конференция, посвященная как раз этой дате. Подобное мероприятие они уже проводили в 2007 году. Я подал заявку на эту конференцию и надеюсь выступить там с докладом на тему неосуществленных локальных проектов этой грандиозной стройки, выполненной руками заключенных. Намечаются и другие юбилейные события, но даты их проведения пока не определены.

Так получилось, что я занимаюсь южной частью канала, располагающейся в районе водораздельных водохранилищ и Глубокой выемки. Здесь я родился и живу, поэтому хорошо представляю местную географию. Среди неосуществленных задумок, о которых я буду рассказывать в Дмитрове, есть так называемое Долгопрудненское водохранилище. Изначально планировалось создать маленький, но очень глубокий водоем, глубиной 13-15 метров. От его постройки отказались по санитарным соображениям. Рядом располагалась Долгопрудненская агрохимическая опытная станция, а значит химические удобрения, которые испытывали на полях, могли попасть в воду. Второй объект, от которого отказались – это мост через канал Рогачевского шоссе. Еще одна неосуществленная постройка связана с заградительными воротами, находящимися около Долгопрудного.

Заградворота располагаются на участке канала, называемом Глубокой выемкой. Склоны выемки неустойчивые из-за множества плывунов, которые были перерезаны в результате строительства. Заградворота около Долгопрудного и около Химок позволяют в случае оползня перекрыть русло канала, откачать из аварийного участка воду, а потом устранить аварию с привлечением тяжелой строительной техники. Внешний вид долгопрудненских заградворот разрабатывался по проекту архитектора Владимира Федоровича Кринского. Этот архитектор известен тем, что вместе с Алексеем Михайловичем Рухлядевым участвовал в проектировании здания Северного речного вокзала, был автором башен управления шлюзами №7 и 8, а также нескольких зданий в Москве. Им были придуманы две красивые башни для заградворот. От второй башни в итоге отказались, потому что в отличие от первой она несла только декоративные функции.

Однажды я разговаривал с человеком, который по долгу службы следил за поддержанием состояния канала на отрезке от Тушино и до Икшинского водохранилища. По его словам, чрезвычайные ситуации на выемке случались, но заградворота никогда не поднимались в аварийном режиме. Заградворота представляют собой бетонное ложе, размещенное поперек русла на глубине. В этом ложе находятся специальные треугольники, фермы Томаса, через верхушки которых продета цепь. Если цепь натянуть, то треугольники по очереди встают и, таким образом, образуют плотину. Эта преграда останавливает основную массу воды. Один раз в 5 лет конструкцию поднимают и чистят. Для этого зимой на льду прорезается прорубь на всю ширину канала, под воду спускаются водолазы и при помощи водометов и землесосов очищают механизм от грязи и ила.

– Как давно вы увлеклись историей канала имени Москвы?

– К сожалению, я начал заниматься историей канала достаточно поздно, лет десять назад. К тому времени очевидцев строительства почти не осталось. В этом году каналу исполняется 80 лет, следовательно, тем людям, которые помнили его строительство детьми, сейчас должно быть около 90 лет. Естественно, что, будучи детьми, они мало что понимали. Взрослых же очевидцев стройки давно уже нет в живых. Мои дедушка и бабушка жили рядом с каналом, и в отроческом возрасте я знал, что канал рыли вручную и догадывался, что в этом участвовали заключенные. Дедушка старался не отвечать на мои расспросы. Он только отмахивался и говорил: «его конокрады строили!» Позже я понял, что он имел в виду. Когда начиналось строительство Глубокой выемки, в наши места пригнали много народа из Средней Азии. Как я понимаю, это были участники разгромленного незадолго до этого Басмаческого движения.

– Через какое время после постройки канал стал интересовать историков?

– По моему мнению «первооткрывателем» канала можно считать покойного Николая Александровича Федорова из города Дмитрова. В 1997 году он написал книгу «Была ли тачка у министра». Книга была посвящена в основном судьбе людей искусства, которые попали на стройку. Другой замечательный исследователь – Михаил Иванович Буланов из Дубны, который не вылезал из архивов и поднял много ценной информации, тоже, к сожалению, умер. Отдельно стоит сказать о Валентине Сергеевиче Барковском. Он всю жизнь проработал на канале и общался с бывшими заключенными и вольнонаемными, которые строили канал. Барковский тоже умер примерно три года назад. Еще одним замечательным исследователем был Валентин Иванович Маслов из Мытищ, который также скончался. И вообще, наблюдается тенденция, что люди, глубоко погрузившиеся в тему истории строительства канала, нередко уходят из жизни, не достигнув преклонных лет. С чем это связано? Может быть с той тяжестью, которую они добровольно взяли к себе в сердце, изучая страшную историю канала.

– Какая тема вам особенно интересна в истории строительства этой водной артерии?

– В истории канала Москва-Волга был один трагический момент, связанный с неординарной на мой взгляд личностью – начальником Дмитровского лагеря Семеном Фириным. Я вообще чекистов не люблю, но это была сильная и по-своему талантливая личность. Он умел вдохновить человека и «перековать» вора в ударника труда. Фирина внезапно арестовали накануне майских праздников в 1937 году уже после завершения основных работ. Вместе с начальником в застенки попало много людей, которые работали и в Культурно-воспитательном отделе Дмитлага. Это были в основном художники, писатели, деятели искусства, которые, будучи сами заключенными, занимались агитацией среди каналоармейцев: выпускали книги и плакаты, писали песни и стихи. Практически весь персонал Культурно-воспитательного отдела лагеря попал в число 218 человек, которые были расстреляны по так называемому «Делу Фирина». Последнему вменялась организация государственного переворота.

Если взглянуть на тогдашний Дмитровский лагерь со стороны, можно отметить, что он представлял собой определенную самостоятельную и грозную силу. Во-первых, в распоряжении Фирина был большой состав вооруженной охраны. Во-вторых, среди заключенных было много людей лично преданных начальнику лагеря. Понятно, что «перековка» отдельных лиц стоила для всех остальных достаточно дорого. Схема поощрения, которая предполагала урезание пайки, даже если человек не выполнял норму из-за болезни, подрывала силы заключенных и нередко приводила их к гибели. Удивительно, что одновременно с этими дикими условиями, для заключенных имелись социальные лифты, благодаря которым они могли попасть, например, в Культурно-воспитательный отдел и «выбиться в люди».

Фирин сплотил вокруг себя множество преданных ему людей, которые теоретически могли по его команде пойти стройными рядами на Москву. Я читал, что Дмитлаг обладал даже своим отрядом самолетов. Политических заключенных в Дмитлаге было порядка тридцати процентов от общего числа зеков. В центральной агитационной бригаде лагеря работал, например, бывший поэт-футурист Игорь Терентьев. Даже в этой среде находились люди, которые боготворили Фирина. Яркий пример – поэтесса Лада Могилянская. Есть мнение, что она могла бы стать второй Лесей Украинкой, если бы ее не расстреляли в 1937 году.

Я думаю, что у Фирина едва ли были реальные планы устраивать переворот. Он был служакой и до Дмитлага работал разведчиком на нелегальном положении. Под конец строительства канала в 1936 году сняли главу НКВД Генриха Ягоду. Дмитровский лагерь был на тот момент крупнейшим лагерем на территории Советского Союза, поэтому Фирин был важной «шишкой» во всей системе ГУЛАГа. Когда на место Ягоды поставили Ежова, естественно, тот хотел расправиться со всеми конкурентами и недругами. Раньше людей снимали с должности так, чтобы человек замолчал окончательно, поэтому и сфабриковали это дело и расстреляли Фирина спустя четыре месяца после ареста.

– На ваш взгляд цифра в 20 тысяч погибших во время стройки канала соответствует действительности?

– То, что на стройке погибло около 20 тысяч человек – это официальная цифра, которую передавал в Главное управление лагерей санитарный отдел Дмитлага. В это число входили только те, кто умер от какой-либо болезни. Данные об умерших по линии санитарного отдела нашел в ГАРФ историк Никита Петров. Но здесь не учитываются люди, погибшие от несчастных случаев на производстве, расстрелянные при попытках побега и в результате внутренних разбирательств. Информация о смертности от болезней за первый и самый тяжелый год строительства также отсутствует. Барковский рассказывал, что с началом войны архив Дмитровского лагеря, где могли находиться полные данные, эвакуировали в Ульяновск. Когда баржа с архивом прибыла на место, архив был сожжен по приказу сотрудников НКВД. Согласно другой версии, баржу с самолета разбомбили немцы, и архив пропал на дне Рыбинского водохранилища.

Смертность в первые два года стройки канала Москва-Волга была чудовищной, ее можно сравнить с эпидемией испанки в 1918 году. В последующие годы строительства кривая смертности становилась все меньше и меньше, и к окончанию работ в 1937 году она приблизилась к нормальным показателям. Но даже и тогда смертность на стройке была значительно больше, чем у гражданского населения на свободе.

В первые два года стройки умирало до 16 процентов от числа всех заключенных. Я думаю, что в основном массово гибли пригнанные зеки из Средней Азии. В начале 1930-х годов в бюрократической системе ГУЛАГа случился коллапс. Система активно функционировала, но деятельность ее была только в создании многочисленных бумаг – приказов и циркуляров. Фактическое снабжение лагерей питанием, одеждой, стройматериалами, инструментами и прочим необходимым в нормальном виде отсутствовало. Ситуация с трудом выправилась лишь к 1934 году. Местных жители, которые были свидетелями работ на Глубокой выемке, рассказывали, что пригнанные азиаты буквально питались травой. С голодухи они ели луковицы болотных растений, некоторые из которых оказывались ядовитыми. Хотя зимы, как свидетельствуют данные тех лет, выпали не слишком суровыми, южане все равно не были к ним приспособлены, к тому же они с трудом переносили повышенную влажность.

– Какое число заключенных, на ваш взгляд, прошло через стройку канала?

–Подсчитать, сколько всего человек работало сложно. Тем не менее, есть срезы количества рабочих в определенные моменты времени. Максимальное число одновременно работавших на канале доходило до 200 тысяч человек. Если же подсчитать, сколько человек прошло через стройку за все время, то можно предположить около 600-700 тысяч. Нередко повторяют цифру, которую привел писатель Варлам Шаламов в книге «Вишера». Якобы однажды утром разбудили всех заключенных Дмитровского лагеря, посчитали по головам, и получилось свыше миллиона человек. Я очень уважаю Варлама Шаламова, но в эту цифру не верю.

– Расскажите о вашем сайте «Москва-Волга. История великой стройки»

– Сайт «Москва-Волга. История великой стройки» ведут четыре человека. Я, помимо содержательной части работы, занимаюсь также поддержанием сайта. В 2011 году, когда мы создали ресурс, работа по наполнению отнимала много времени и сил. Тогда массу информации нужно было отсортировать, оцифровать и выложить. Сейчас работа над сайтом уже не столь трудна, потому что основные сведения мы уже выложили. Если где-нибудь найдется что-то новое, то опубликовать это не составит проблемы.

Судя по статистике, люди стабильно интересуются сайтом. У нас в среднем бывает 100 посетителей в день. Надо учитывать, что «Москва-Волга» – это не развлекательный сайт, а архивный ресурс, поэтому, на мой взгляд, такое число пользователей является прекрасным результатом. Сейчас мы уже пришли к тому, что наполнять сайт помогают сами его посетители. Люди связываются с нами и делятся редкими книгами, документами, историями судеб своих родственников, работавших на канале.

– Идея открыть в Долгопрудненском музее экспозицию, посвященную истории канала, принадлежит вам?

– Нет, это была инициатива директора музея Галины Викторовны Якуниной. Надо сказать, что с ее приходом музей зажил новой жизнью, стали появляться интересные выставки. Она обратилась ко мне, когда я еще не был сотрудником музея, и попросила помочь устроить зал, посвященный каналу имени Москвы. Экспозиция существует уже полтора года. Я предоставил некоторые вещи из своей коллекции и коллекций своих соратников по сайту «Москва-Волга». Потом подключил своих друзей дизайнеров, которые помогли продумать внешнее оформление зала. В основном среди экспонатов, которые я предоставил – книжки о канале, изданные в годы его строительства. Есть еще музыкальная пластинка с песней о канале, которая вышла в 1938 году уже после окончания строительства. Ее даже можно послушать. Дело в том, что агитация проводилась не только внутри лагеря среди зеков, но и для широких слоев населения. С конца 1936 во всех газетах и журналах Советского Союза начали писать о канале Москва-Волга.

В августе 1937 года по всему каналу от Москвы и до Дубны прокатили фотографов, которым было что снимать. Красивые и необычные сооружения канала своей монументальностью напоминали древний Рим. Потом была выпущена целая серия фотооткрыток. Статьи о канале Москва-Волга выходили «В технике молодежи», в «Работнице» и даже в «Мурзилке». Детям рассказывалось о том, как можно играть в постройку маленького канала. Пропаганда рассказывала всем жителям страны об этом великом деле. Правда, не рассказывалось о том, какими силами и какой ценой это было совершено, но даже и в те годы не отрицали, что канал был в большой степени создан руками заключенных.

Источник: «Подмосковье сегодня»
Дата: 29 марта 2017 | Кол-во просмотров: 804






ГОРОД ДУБНА.РФ
65 лет Дубне: выпуск дубненского телевидения, посвященный 8 марта, 1991 год | Видео

65 лет Дубне: выпуск дубненского телевидения, посвященный 8 марта, 1991 год

Корреспонденты пообщались с представительницами прекрасного пола и спросили, о чем они мечтают, а у мужчин узнали, что они желают женщинам…

Напомним, по средам на телеканале «Дубна» мы вспоминаем историю города, большие праздники и значимые события. Вспомним, как это было, вместе!





Источник:
Читать дальше
30 января 1996 года гостем ОИЯИ был Михаил Горбачев | Фото

30 января 1996 года гостем ОИЯИ был Михаил Горбачев

Встреча с жителями состоялась в Доме ученых после демонстрации документального фильма "М.С. Горбачев - частный взгляд на жизнь президента".

В заключение Михаил и Раиса Горбачевы дали интервью телевидению Дубны.

Источник: Телеканал «Дубна»
Читать дальше

ГОРОД КИМРЫ.RU
Антон Шагин вспомнил, как потерял маму в 14 лет: На теле были синяки, нам его не показывали

Актер Антон Шагин (сыграл в фильмах "Стиляги", "Конек-горбунок и др.) поделился болезненными воспоминаниями о своем детстве – о том моменте, когда он и его брат потеряли маму. На тот момент будущему артисту было всего четырнадцать лет.

Трагедия произошла в конце девяностых годов. На тот момент маме Антона было 32 года. Чтобы содержать двух сыновей, она работала на Черкизовском рынке в Москве. А дети жили у дедушки в Кимрах (Тверская область).

Даже теперь, когда Шагину 36 лет, он не рассказывает, что конкретно случилось с его матерью. В эфире телешоу «Судьба человека» он лишь отметил, что его мать хоронили в закрытом гробу. Дедушка осиротевших мальчиков объяснил им, что на теле их родительницы были синяки. И, чтобы у людей не было лишних вопросов, гроб было решено не открывать на прощании.

Шагин со слезами на глазах рассказал о последнем приезде мамы, когда она привезла им гостинцы – «удивительное печенье». А Антон сделал ей маленький сюрприз – тайком положил часть сладостей ей в сумку.

Ведущий Борис Корчевников, видимо, чтобы «добить» прослезившихся зрителей, зачитал стихотворение Шагина, посвященное маме:

Вот сейчас мне больше лет, чем тебе тогда.
Да, стал старше тебя. Пусть всего лишь на год.
Видел Питер и различные города. Побеждал и проигрывал – все во благо.
Не пеняю ни на Господа, ни на судьбу, вспомнить снова пытаюсь твой голос.
Мама! Продолжаю с памятью тщетно вести борьбу.
Я твой голос услышу в пределах храма…

Источник:
Читать дальше
Иван Охлобыстин в Твери рассказал о женщинах, коронавирусе и предках из Кимр

В Тверь с разговором по душам приехал Иван Охлобыстин. Откуда есть пошел коронавирус, какое будущее ждет Россию и есть ли у него тверские корни узнал корреспондент Московского комсомольца.

Иван Иванович Охлобыстин – человек-оркестр. Актер, режиссер, сценарист, писатель, продюсер, журналист, священник Русской православной церкви, временно отстранённый от служения по собственному желанию. Это он писал сценарий знаменитого фильма «ДМБ», он играл доктора Быкова в «Интернах» и Парфёна Рогожина в «Даун Хаусе», Соловья-разбойника и рокера, да много кого ещё.

В Твери Иван Иванович не впервые и сразу отметил новую мебель в гримерке, и занавес, а ещё то, что зритель его не так прост:

- Я сам странный чувак, а люди, которые приходят на мои выступления ещё более странные.

Все прежние «развлечения», которые входили в его программу ранее он решил убрать. Не нужны ни чтения, ни игра на белом рояле. Зрителю не интересно, кто с кем спит, его зритель приходит за иным, сверить ориентиры, да поговорить по душам. Кстати, у Ивана есть и тверские корни. Его предки из Калязинских и Кимрских купцов, были весьма зажиточными, те, что в Кимрах, кажется, торговали сапогами.


Прим. "The Город-Кимры.ru"
Прим. "The Город-Кимры.ru"

Иван Охлобыстин родился 22 июля 1966 года в доме отдыха «Поленово» (Заокский район Тульской области), где его отец Иван Иванович Охлобыстин, которому в то время было 60 лет, работал главным врачом. Матери Ивана — Альбине Ивановне тогда было 19 лет, и она была студенткой; позднее — инженер-экономист.

Отец — Иван Иванович Охлобыстин (16 декабря 1905, Кимры, Тверской губ. — 1981 или 1994), военный врач, участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы. Награждён 4 орденами и медалями, участник испанской, финской и корейской войн.

Мать — Альбина Ивановна Ставицкая (род. 1946) (по первому мужу Охлобыстина, дев. Беляева), инженер-экономист, вышла замуж второй раз за Анатолия Ставицкого, у Ивана был брат Станислав Ставицкий, есть племянник Иван.


Это вам не это

Итак, Охлобыстин на сцене. Поговорили про коронавирус. Сам артист признался, что переболел «модной» болезнью и даже просил у зрителей снисхождения к своей памяти, на которой, как он считает сказываются последствия инфекции. Как многие в начале пандемии Охлобыстин отоваривался туалетной бумагой и гречкой - сработал инстинкт многодетного отца. А версий возникновения вируса назвал несколько: от шуточных масонов в штанах с люрексом, до инопланетян и завершил, конечно, мировым заговором. Шутки шутками, но и о серьезном тоже говорили, ведь многие потеряли своих близких в пандемию:

- Думаю, вирус все же спровоцирован людьми, - поделился артист.

А русский солдат никогда не сдаётся

Даже хулиганы, что пишут на заборе нашего героя делают это вдумчиво, со смыслом: «Все, что не убивает нас, нам не интересно», - процитировал Иван этакое русское ницшеанство. На вопрос о том, каким видится будущее страны, однозначно ответил: «Великим»!

- У нас будет мощная империя. Ведь мы обладаем большим потенциалом, чтобы помочь миру не сгинуть. Наша цивилизация формировалась, объединяясь от нападения. Нас не победить. Как говорится в «ДМБ»: «А русский солдат никогда не сдаётся. Один хрен ему терять нечего».

Шекспир и племянники

Говорили об искусстве, о пьесах, начало которым было дано в Кремле на приеме, о тех, что для друга Михаила Ефремова. Одну из последних он репетировал незадолго до рокового ДТП. Говорили об актерстве. Для Ивана актерство – это не красная ковровая дорожка, это состояние души:

- Если ты одинаково счастлив от того, что 30 лет играешь на утреннике огурец, и когда получаешь Оскар, тогда можешь называть себя актером.

Искусство не может быть непедагогично, оно должно приносить пользу душе. Иван считает, что свой главный монолог он уже прочел, в Лужниках, с бубнами и в плаще Соловья-разбойника. Когда концерт только планировался, его спрашивали, о чем же он будет? «Сплошное мракобесие, милитаризм, национализм, домострой, жесть, жесть, жесть! Вот как «Кони привередливые» у Высоцкого». Таких «коней» Лужники ещё не видели!

«Пойдем, щекастик, ко мне, в подсобное помещение, я тебе барбарысок насыплю…».

Говорил он о женщинах, много и с удовольствием, главным образом о своей супруге. Ксюша, Ксения, Оксана, Оксанка – кажется это имя было самым часто встречающимся в этом выступлении, как-то тепло и с придыханием. Свой возраст озвучивал без стеснения, а о ней осторожно, мол женщина с опытом. А вообще, в женщине главное доброта и верность, как считает наш герой, и в каждой таится «мать сыра земля», которая заставляет тревожиться, беспокоиться, заботиться обо всем и сразу. Красивая женщина, это, конечно, приятно, но дорого!

- Молодухи? Избави Боже, сказал Иван и перекрестился, - нижний брейк мне давно не дается.

Надо понимать всю глубину наших глубин

А вообще Иван Иванович создал впечатление невероятно умного, тонкого, интеллигентного, тщательно формирующего свой образ у зрителя, человека. Как в сказке, Иван вроде и дурак, да непростой. И семеро по лавкам живут не тужат, и жена красавица и умница, и кино снимается, и сценарии пишутся.

- От меня мудрости особой никогда и не требовали, я больше всего ценился за то, что мог случайно ляпнуть, этим и зарабатывал, за это и был наказан многократно, это, наверное, и есть моя фишка... – прямо и честно заявил Иван Охлобыстин в самом начале встречи, а потом продолжил: Не нужно бояться быть дураком, потому что это наш главный национальный герой.

Автор: ЕЛЕНА СТЕЛЬМАХ

Источник: Московский Комсомолец Тверь
Читать дальше




ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ




Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2017-2020 Город Дмитров.рф